Положение о правовой инспекции труда Профсоюза
Приложение к
постановлению ЦК Профсоюза
от 03 декабря 2015 г. № II-6
Положение
о правовой инспекции труда
Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений
и общественного обслуживания Российской Федерации
1.1. Правовая инспекция труда Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации[1] создается Центральным комитетом Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров, соглашений в государственных и муниципальных учреждениях, а также в организациях сферы общественного обслуживания различных организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают и (или) обучаются члены Профсоюза.
1.2. Правовая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», законами и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Уставом Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и настоящим Положением.
1.3. Правовая инспекция труда Профсоюза создается на федеральном и региональном (межрегиональном) уровнях организационной структуры Профсоюза и образует единую систему профсоюзного контроля в организациях и учреждениях, в которых работают и (или) обучаются члены Профсоюза.
2.1. Основными задачами Правовой инспекции труда Профсоюза являются:
- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;
- юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза, а также организаций Профсоюза от противоправных действий (бездействий) работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы членов Профсоюза, профсоюзных организаций, установленные нормами международного права, законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами;
- отстаивание прав и интересов членов Профсоюза при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, при внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений;
- взаимодействие с органами прокуратуры, Государственной инспекции труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления при осуществлении возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза полномочий;
- подготовка обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков и упущений со стороны должностных лиц, допустивших нарушения прав и законных интересов членов Профсоюза;
- взаимодействие со средствами массовой информации (публикация статей в газетах и журналах, в сети Интернет, выступление по радио и телевидению) для ознакомления членов Профсоюза, общественности со сведениями о правозащитной работе Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства;
- оказание информационно-методической помощи, обучение профсоюзного актива, бесплатное консультирование членов Профсоюза по вопросам, касающимся их социально-трудовых прав, профессиональных и служебных интересов.
3.1. Для выполнения возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза задач правовые инспекторы труда Профсоюза наделяются следующими полномочиями:
- осуществлять проверки соблюдения работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, при предъявлении удостоверений установленного образца[2] (проведение проверок в организациях, подведомственных федеральным органам государственной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел и исполнения наказаний осуществляется с учетом соответствующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации);
- участвовать в проведении совместных с органами прокуратуры, Государственной инспекции труда, другими органами государственного контроля (надзора) проверок соблюдения работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;
- запрашивать и получать у работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на правовую инспекцию труда Профсоюза функций;
- направлять работодателям (их представителям), представителям нанимателей и другим должностным лицам обязательные для рассмотрения Представления об устранении выявленных нарушений[3], контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- информировать органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы работодателей (их представителей) и другие уполномоченные органы о нарушении работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений[4] с целью привлечения виновных лиц к ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной);
- в установленном законодательством Российской Федерации порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права, профессиональные и служебные интересы членов Профсоюза, а также права и законные интересы Профсоюза и его организаций;
- проводить юридическую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и законные интересы членов Профсоюза, а также права и законные интересы Профсоюза и его организаций;
- подготавливать методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы;
- принимать участие в обучении профсоюзного актива;
- ежегодно в установленной настоящим Положением форме обобщать статистические данные и практику работы Правовой инспекции труда Профсоюза[5], вести учет и направлять соответствующим органам материалы и сведения о фактах нарушения прав Профсоюза[6] и принятых в этой связи мерах.
4.1. Правовые инспекторы труда Профсоюза имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;
- принимать участие в рассмотрении споров, связанных с нарушением трудового законодательства, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профсоюзах, а также с невыполнением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, а также регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы;
- взаимодействовать со средствами массовой информации (публикация статей в газетах и журналах, в сети Интернет, выступление по радио и телевидению) для ознакомления членов Профсоюза, общественности со сведениями о правозащитной работе Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства;
- готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.
4.2. Правовые инспекторы труда Профсоюза обязаны:
- соблюдать требования законодательства Российской Федерации при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;
- не нарушать права и законные интересы работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц;
- содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав, профессиональных и служебных интересов членов Профсоюза, прав и законных интересов Профсоюза и его организаций;
- во время проведения проверок быть объективными, руководствуясь требованиями законодательства Российской Федерации, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной;
- при осуществлении своих полномочий, а также после увольнения с занимаемой должности соблюдать конфиденциальность в отношении персональных данных членов Профсоюза и других работников, служащих, ставших им известными в ходе выполнения возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза функций;
- считать конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), представителя нанимателя или другого должностного лица, воздерживаться от сообщения представителям проверяемой организации сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против разглашения данных об источнике жалобы;
- проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и служебные интересы работников и служащих, а также права и законные интересы Профсоюза и его организаций;
- постоянно повышать свою квалификацию, изучать законодательство Российской Федерации и судебную практику;
- принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы Правовой инспекции труда Профсоюза, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе Профсоюза (его организации)[7] и представления их в установленном порядке в вышестоящие профсоюзные органы;
- участвовать в ведении учета нарушений прав Профсоюза[8] для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные органы.
Правовой инспекции труда Профсоюза
5.1. Общее руководство деятельностью Правовой инспекции труда Профсоюза осуществляется Центральным комитетом Профсоюза.
Главный правовой инспектор труда Профсоюза принимается на работу (назначается на должность) и увольняется (освобождается от должности) Председателем Профсоюза, который руководит его работой с учетом решений, принятых Президиумом и Центральным комитетом Профсоюза.
Руководство работой правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза в аппаратах комитетов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза возлагается на председателей этих организаций и их заместителей. К исключительной компетенции председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза относится, определение численности правовых и общественных (внештатных правовых) инспекторов труда Профсоюза, принятие их на работу (назначение на должность) и увольнение (освобождение от должности), принятие мер по повышению их квалификации и материальному обеспечению их деятельности.
5.2. На должность правового (главного правового) инспектора труда Профсоюза принимается (назначается), как правило, лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
Выборные и другие работники организаций Профсоюза, могут также утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда региональной (межрегиональной) организации Профсоюза в соответствии с действующим в данной организации положением о внештатной правовой инспекции труда.
5.3. Правовые (главные правовые) инспекторы труда Профсоюза, осуществляющие свою деятельность в региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза, именуются: «Правовой (главный правовой) инспектор труда Профсоюза по (название республики, края, области, города)».
5.4. Центральным комитетом Профсоюза правовым инспекторам труда Профсоюза выдается удостоверение установленного образца[9].
При увольнении (освобождении от должности) правового (главного правового) инспектора труда Профсоюза удостоверение подлежит возврату и последующему уничтожению.
5.5. Главный правовой инспектор труда Профсоюза является заведующим юридическим отделом ЦК Профсоюза.
Должность главного правового инспектора труда Профсоюза по республике, краю, области, городу федерального значения, как правило, приравнивается к должности заведующего отделом аппарата комитета региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.
Должность правового инспектора труда Профсоюза приравнивается к должности главного специалиста.
5.6. Главный правовой инспектор труда Профсоюза:
- осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью Правовой инспекции труда Профсоюза;
- рассматривает возникшие разногласия между работодателями (их представителями), представителями нанимателей, другими должностными лицами и правовыми инспекторами труда Профсоюза;
- готовит отчет о правозащитной работе[10] и вместе с пояснительной запиской представляет их в установленном порядке для рассмотрения на заседаниях центральных органов Профсоюза и в ФНПР;
- организует обучение и повышение квалификации правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза в соответствии с утверждаемыми Центральным комитетом Профсоюза планами;
- обобщает и пропагандирует положительный опыт работы Правовой инспекции труда Профсоюза;
- осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда других профсоюзов, правовыми службами (юристами) членских организаций ФНПР, получает необходимые сведения об их работе.
[1] Далее — Правовая инспекция труда Профсоюза;
[2] Форма 3-ПИ, Приложение № 3 к настоящему Положению;
[3] Форма 1-ПИ, Приложение № 1 к настоящему Положению;
[4] Форма 2-ПИ, Приложение № 2 к настоящему Положению;
[5] Форма 4-ПИ, Приложение № 4 к настоящему Положению;
[6] Форма 5-ПИ, Приложение № 5 к настоящему Положению.
[7] Форма 4-ПИ, Приложение № 4 к настоящему Положению;
[8] Форма 5-ПИ, Приложение № 5 к настоящему Положению;
[9] Форма 3-ПИ, Приложение № 3 к настоящему Положению;
[10] Форма 4-ПИ, Приложение № 4 к настоящему Положению.